Милиционеры сделали запорожца инвалидом, но суд их отпустил на волю
Сотрудники уголовного розыска Вольнянского райотдела милиции несколько часов пытали селянина, требуя, чтобы он признался в девяти кражах. Из райотдела 28-летний мужчина попал прямиком на операционный стол. Врачи смогли спасти ему жизнь, удалив селезенку
Били дубинками и ногами
Эта печальная история началась три года назад. В январе 2013 года в дом к жителю одного из сел Вольнянского района Запорожской области Михаилу Герасимову ворвались трое милиционеров. Выбив двери, они на глазах у жены и дочери начали избивать селянина.
По словам Михаила, его маленькая дочка кричала: «Не бейте папу!», но один из «гостей» сильно толкнул ребенка к стене и девочка ударилась головой. Но самое ужасное началось позже. Михаила уволокли в машину, но сразу в райотдел не отвезли, а остановились возле лесопосадки и начали пытать.
«Истязания продолжались около часа, - вздыхает Михаил. - Когда я лежал на земле, палачи растянули мне руки и наехали передним колесом автомобиля на плечо. Потом посадили в машину и повезли в райотдел. Обещали, что быстро отпустят, но в кабинете потом еще несколько часов били дубинками, руками и ногами. Они требовали, чтобы я взял на себя девять нераскрытых краж. Чтобы выйти живым из райотдела, мне пришлось согласиться».
После этого отец двух малолетних детей угодил в больницу. В срочном порядке Михаила прооперировали: из его брюшной полости выкачали около литра крови из-за разорванной селезенки. Этот орган, увы, пришлось удалить.
Милиция пыталась «замять» случившееся: в главке тогда сообщили, что, выходя из помещения райотдела, Михаил Герасимов собственноручно поставил подпись об отсутствии претензий к работникам милиции, а камеры видеонаблюдения, установленные в райотделе, не зафиксировали незаконных действий со стороны милиционеров.
Суд не заметил пыток
Но прокуратура возбудила в отношении трех милиционеров дело сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса: пытки, превышение служебных полномочий, повлекшее тяжкие последствия и незаконное проникновение в жилище. Подозреваемых отстранили от службы и арестовали. Впрочем, через несколько месяцев заменили им содержание в СИЗО на домашний арест.
«Не хочется вспоминать то время, - говорит Михаил. - Мне поступали угрозы от приятелей и коллег милиционеров-мучителей. Мол, забери заявление из прокуратуры. Кто-то из них даже бросил в дымоход моего дома какую-то самодельную бомбочку — печку от взрыва разнесло. К счастью, никто из домочадцев не пострадал».
К жертве милицейского беззакония приставили охрану из работников подразделения «Грифон».
Рассмотрение дела в суде продолжалось почти два года. И лишь в 2015-м прозвучал вердикт в отношении мучителей в погонах. Однако Фемида не нашла взамосвязи между пребыванием селянина в райотделе и разрывом у него селезенки. Суд признал бывших блюстителей порядка виновными лишь в превышении служебных полномочий и незаконном проникновении в жилище. За это милиционеры получили по два года условного срока. Прокуратура посчитала вердикт слишком мягким и опротестовала его в апелляционном порядке. Но суд второй инстанции не счел нужным менять наказание, оставив все как есть.
По словам Романа Парфенова, старшего прокурора отдела прокуратуры Запорожской области, сторона обвинения тогда обратилась с кассационным представлением в Высший спецсуд по уголовным делам. Киевские судьи удовлетворили ходатайство прокуратуры Запорожской области и отменили решения запорожских судов. Теперь обвинения в отношении экс-милиционеров будут слушаться в суде заново, в том числе и по пыткам.
За справку медики вымогают деньги
«В начале февраля состоится судебное заседание по моему делу, - говорит Михаил. - Я зла не держу на своих мучителей. Думаю, что судья все решит по закону. У меня другая проблема: за то, что я потерял селезенку, компенсацию от мучителей я так и не получил. Кроме того, уже второй год не могу оформить инвалидность. В запорожской поликлинике №2 мне намекнули, что за получение справки об инвалидности 3-й группы, дающей право работать, нужно дать «на лапу» — десять тысяч гривен. А где я их возьму? Жена с матерью не работают, я копейки получаю, подрабатывая истопником. Попробовал устроиться на запорожское предприятие «Мотор Сич», а там мне говорят: «Давай справку об инвалидности».
По словам Михаила, он надеется, что решение нового суда взыщет с его недругов приличную компенсацию в счет морального и материального ущерба. Он сможет получить справку об инвалидности и устроиться на работу.
«Кормить жену и двух детей же нужно, - разводит руками мужчина. - А пока мы перебиваемся с хлеба на воду».